Источник: Журнал CARMUS
Первыми образцами этих динамиков Morel заинтриговал уже давно. Однако до первых серийных экземпляров дело дошло только сейчас. У меня в лаборатории – вообще один из первых комплектов, пришедших в Россию ещё до официального анонса. Зная щепетильность, с которой Morel доводит до ума каждую модель, к изучению приступал с большим интересом.
Во-первых, сразу отмечу то, как сам Morel позиционирует эти динамики: "Morel CCWR 254 разработаны для замены штатных динамиков размером до 3,5 дюймов, они могут использоваться как с твитерами, так и без твитеров".
Иными словами, динамик вроде как не претендует на звание топового High End, но должен уметь многое. Предполагается, что цена на Morel CCWR 254 окажется где-то в районе 7 тысяч рублей.
Из ближайших конкурентов со схожей концепцией, пожалуй, можно припомнить только немецкие SO Audio SO55neo. Кстати, в том же размере – 2,5 дюйма.
КОНСТРУКЦИЯ
В динамике используется целлюлозный диффузор с гладкой передней стороной. Центральный колпачок жёсткий. Это тоже целлюлоза, но с совсем другой фактурой – в отличие от диффузора он на ощупь немного шероховатый.
Вообще, выбор материала для колпачка сказывается в первую очередь на воспроизведении верхних частот. К примеру, если хотят их сгладить, то частенько применяют мягкие материалы вплоть до шёлка.
Или совсем противоположный подход – BLAM FR80, там колпачок выполнен из магниевого сплава, что позволило добиться эффективного воспроизведения ВЧ далеко за границей 20 кГц. Правда, когда размеры диффузора превышают длину волны, в действие вступают другие факторы (тот же BLAM FR80 в этом смысле совсем не прост), но это уже другая тема.
Корзина динамика стальная, штампованная. Магнитная система обращённая – неодимовый магнит находится внутри звуковой катушки, а магнитопровод как бы "обхватывает" саму катушку. Её диаметр – 20 мм. В свою очередь, весь мотор целиком помещен внутрь корзины.
Обращу внимание на намотку катушки – её здесь видно через вентиляционные окна. Обычно у маленьких среднечастотных и широкополосных динамиков она не очень длинная – такие динамики не предполагают большой ход. Здесь же она длиннее, чем обычно – при высоте магнитного зазора в 3 мм длина намотки составляет 7 мм.
Попытка увеличить линейный ход и тем самым расширить частотный диапазон вниз? Вполне возможно. "Запас хода" по 2 мм в каждую сторону наверняка сделан не просто так. Всё покажут прослушивания и измерения.
Ещё один интересный момент – вентиляционные окна в каркасе катушки и осевой вентиляционный канал. Судя по всему, здесь сделано всё, чтобы избежать эффекта компрессии – воздух внутри магнитной системы циркулирует свободно.
Никаких корректирующих вставок, которые Morel любит использовать в своих динамиках, здесь нет.
В комплекте обнаружилась пара конденсаторов на 150 мкФ каждый. Для более-менее серьёзных систем с поканалкой они не понадобятся, а вот если речь идёт о замене динамиков в штатных системах, то они могут пригодиться как "защита от дурака" в виде фильтра первого порядка.
По этой причине Morel не стали заморачиваться с дорогими конденсаторами (которые стоили бы как вся акустика), а поступили рационально и вложили в комплект простые "электролиты".
ИЗМЕРЕНИЯ
Morel нечасто обновляет модельный ряд, но иногда делает незначительные изменения в конструкциях динамиков. Из-за этого частенько возникает путаница – на одну и ту же модель в интернете можно найти разные параметры.
Здесь динамики вроде как новые, так что пока ничего подобного не предвидится. Описание приводит полный список параметров – хороший повод проверить.
Заявленные / измеренные параметры Morel CCWR 254:
Fs (собственная резонансная частота) – 112 / 131 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 0,58 / 0,35 л
Qms (механическая добротность) – 2,53 / 2,30
Qes (электрическая добротность) – 0,87 / 0,90
Qts (полная добротность) – 0,65 / 0,65
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 1,8 / 2,5 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – н.д. / 2,9 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,5 / 3,5 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1 Вт) – 81,5 / 81,6 дБ
То, что измеренный динамик оказался жёстче (выше Fs и Qes), во внимание можно не принимать, нескольких дней ему всё же недостаточно для полной разминки. Со временем же параметры должны приблизиться к заявке поплотнее, так что по этой части, полагаю, можно поставить зачёт.
Что касается АЧХ, то тут описание тоже приводит свой график. Поначалу я отнёсся к нему скептически. Выглядит-то привлекательно, но с таким масштабом любая кривулина будет выглядеть ровной линией.
Однако при измерении скепсиса поубавилось. Динамик на деле играет очень ровно, даже лучше, чем показывает график из описания. От 200 Гц до 4 кГц АЧХ вообще укладывается в коридор шириной всего 3 дБ. Да и выше всё не так страшно, как могло бы быть.
Большое достоинство маленьких динамиков – они почти не проявляют направленность на средних частотах. Более-менее существенная разница появляется только выше 4-5 кГц, но это и понятно – длина волны уже становится сопоставимой с размерами диффузора. Поэтому если динамик использовать как широкополосный, то его однозначно нужно ориентировать в салон, в сторону слушателей.
Дополнительно снял графики первой и второй гармоник. Разумеется, поднял их по уровню, чтобы уместить на одном графике с самой АЧХ.
На умеренной громкости искажения совсем не зашкаливают, и пока всё говорит о том, что динамик действительно можно пускать работать где-то от 300 Гц. Но тут как раз тот случай, что конечные выводы лучше делать только после прослушивания, всё же 2,5 дюйма – маленький размер для полноценной "середины".
ПРОСЛУШИВАНИЕ И ВЫВОДЫ
Поскольку у меня в машине стоят уже упомянутые в самом начале SO Audio SO55neo, интересно было сравнить именно с ними. Посадочный диаметр Morel CCWR 254 оказался на пару миллиметров больше, но небольшая проставка решила эту проблему.
Какова концепция?
Хоть описание и скромничает, предлагая динамики для апгрейда штаток, их вполне можно использовать и в системах посерьёзнее. По уровню я бы их сравнил со всё теми же SO Audio SO55neo. Именно по уровню, но не по концепции. И вот почему.
Во-первых, у Morel CCWR 254 чуть более тяжёлые диффузоры, и они проигрывают SO Audio SO55neo в динамике звучания на ВЧ. И дело даже не в том, до каких частот формально продлевается АЧХ, а в том, как динамик себя ведёт на сложном музыкальном сигнале. Субъективно выше 10-12 кГц Morel уже начинает "смазываться", хотя формально играет намного выше.
Так что, в отличие от того же SO Audio, Morel лучше называть не широкополосником, а среднечастотником с расширенным вверх диапазоном. И если речь идёт о более-менее серьёзной системе, то твитер в пару к нему весьма желателен. Кстати, при столь высоких частотах раздела стыковать их намного легче – не нужно мучительно искать их взаимное расположение, чтобы добиться приемлемого фазового согласования.
С другой стороны, у Morel есть большой плюс. Если отвести ему полосу от 400 Гц до 10-12 кГц, то эта полоса, в отличие от SO Audio SO55neo, практически не потребует эквализации. Разумеется, если не напортачить с установкой и не нахватать каких-нибудь резонансов.
Как ставить и настраивать?
При своих размерах динамики действительно неожиданно уверенно играют в нижней части своего диапазона. Похоже, идея с увеличенной высотой звуковой катушки принесла свои плоды – при попытке снизить частоту раздела с мидбасом ход динамика увеличивается, но мотор не "упирается" в пределы хода, продолжая нормально работать.
Хотя тут нужно понимать, что добиться действительно эффективного воспроизведения нижней середины от 2,5-дюймового динамика практически невозможно в любом случае. Физику никто не отменял – чем ниже частота, тем больший объём воздуха должен "толкать" диффузор. И даже с увеличенным резервом линейного хода динамику становится тяжело уже на небольшой громкости.
К тому же при снижении частоты раздела с мидбасом теряется лёгкость звучания на верхних частотах. Не вдаваясь в подробности – чем больше мы заставляем динамик работать с большими амплитудами, тем "туже" он откликается на "скоростные" изменения сигнала.
По этой причине, во-первых, я бы ставил динамик не в замкнутый объём, а, по возможности, во free-air. Во-вторых, 300-350 Гц (12 дБ/октава) – это самый-самый нижний возможный предел раздела с мидбасом. Ниже точно не нужно. И да, без твитера "воздуха" в звуке не получить. Вернее, при такой частоте раздела его уже правильнее назвать супертвитером.
Плюсы:
Достаточно ровная АЧХ, почти не требует эквализации
Хорошо работает на нижнем краю своего диапазона
Минусы:
На самом верху теряет в динамике звучания, требует супертвитера